Детей не бьют

Про детей

Так странно, на самом деле, что вдруг стало необходимо объяснять совсем простые вещи: шапку надевают на голову, а ботинки – на ноги. Солнце встает на востоке. Вода течет сверху вниз. Детей бить нельзя.

Чувствую себя Капитаном Очевидность. Но, раз уж «звезды» и «властители дум» не стесняясь рассказывают в прямом эфире, как они бьют ремнем совсем кроху «для его же пользы», видимо, придется повторять азы. Распалась связь времен, как и было предсказано.

Итак. Подробно отвечаю на вопрос «почему нельзя бить детей».

Во-первых, это абсолютно бесполезно. Множество исследований, лонгитюдных, с большим охватом, показывают: дети, которых наказывают физически, не только не начинают вести себя лучше, а напротив: хуже учатся, совершают все более и более тяжелые правонарушения, у них заторможены все интеллектуальные процессы, страдает память. Исчезает любознательность, познавательная активность снижается, страх перед наказанием буквально парализует.

Да вы это и по себе знаете. От сильного страха включаются только две реакции: активная «бей или беги», или замирание: прикинуться мертвым и переждать. Бежать от родителя некуда, вот дети и начинают или драться в детском учреждении, или замирают и перестают расти в прямом смысле.

Во-вторых, это наносит непоправимый ущерб их психике.

Мой очень большой опыт работы с детской травмой однозначно говорит: это не забывается. Спустя 20, 30, 40 лет взрослые люди захлебываются слезами, спрашивая: «За что со мной так? Я же была хорошей девочкой, очень старалась, все делала!». Мужики обычно рассказывают, что порки делали их злее и менее «хорошими»: «Я был такой злой и забитый, что старался вымещать это на ком угодно. Отец бил меня за двойки – я воровал у него деньги. Он бил меня за воровство – я поджигал школу».

Даже когда родители подробно объясняют ребенку, за что именно его бьют, это не приводит к желаемому результату: ребенок не начинает вести себя лучше и сознательней. Будучи однажды выпорот за двойку, мальчишка не начинает лучше учиться, напротив, он сидит в классе, ожидая неминуемой кары, теряя остатки внимания и понимания. Вместо того, чтобы помочь ему разобраться с проблемой, найти способ решения, научить, в конце концов, ему причиняют боль, полностью блокируя интерес к учебе и работе.

В-третьих, это сильно разрушает формирование здоровой сексуальности. А вы как думали? С чем у него будут ассоциироваться любовные акты? Вот это все: обнажение телесного «низа», возбуждение, напряжение, тесный, интимный контакт с телом взрослого, стоны, крики, слезы, разрядка… Сладостное прощение и примирение. Вы точно этого хотите для своего малыша?

Самое главное, самое ужасное и трагическое: происходит прочная склейка понятий ЛЮБОВЬ=НАСИЛИЕ. Ведь бьет, делает больно, насилует именно тот, кто должен любить, защищать, заботиться. Значит, делает вывод ребенок, это и есть настоящая любовь.

Растерянный, напуганный, всегда и во всем виноватый, постоянно ожидающий окрика… Вы таким хотите видеть своего ребенка?

Теперь посмотрим на эту всю ситуацию со стороны родителя.

Власть. Чаще всего детей начинают бить в возрасте двух-двух с половиной лет, когда малыш начинает проверять на прочность правила и границы взрослого: истерики, демонстративное непослушание, убегает на улице, требует и валяется по полу. Зрелый, грамотный родитель понимает, что сейчас происходит и старается выдерживать эти атаки, не прибегая к насилию. Обнимать, выслушивать, спокойно настаивать на своем, придумывать разные способы отвлечь кроху от заведомо проигранной борьбы. Но неуверенный в своем положении, измотанный, сам выросший в подчинении и насилии человек не знает других вариантов, кроме как «показать ему, кто в доме главный». Быстрый результат получен! Ребенок начал бояться, иногда достаточно только пригрозить ремнем – и он уже шелковый. На место привязанности и уважения к авторитету старшего приходит отстранение и изоляция.

«Я никогда не знала, что можно рассказать маме, а о чем лучше молчать. В какие-то моменты она могла и выслушать, и ласково поддержать, и предложить помощь. А в другой раз в нее как будто бес вселялся, она хватала ремень, начинала лупить, не разбирая. Это потом я поняла, что у нее были «хорошие и плохие дни», завязанные на какие-то внутренние процессы. Не знаю, может, это психическая болезнь какая-то? Но я перестала вообще ей что-то говорить лет в 11, а в 15 вообще уехала в другой город учиться. Сейчас только по телефону общаемся».

Очень важное последствие: ребенок привыкает подчиняться только грубой силе, руководствуется не нравственными нормами, а страхом наказания, учится врать, прятаться, подставлять других. Говоря психологическим языком, у него не формируется, не нарастает внутренняя структура, он не умеет отличать добро от зла. Его отношения с внешним миром будут строиться на праве сильного, обмане и постоянных попытках занять как можно более высокое положение, где до него будет не дотянуться палкой.

Вам не кажется, что есть какая-то связь между тем фактом, что 32% жителей нашей страны признают, что их наказывали физически в детстве (то есть, каждый третий!), и катастрофическим состоянием правовой культуры в нашем обществе?

А также невообразимо огромным количеством заключенных, осужденных. Да и просто: ГосДума одобрила домашнее насилие.

Тот мальчик, которого отец нещадно порол в 12 лет, вырос, получил образование, сделал карьеру. Врет, как дышит. Три семьи, два десятка разорившихся бизнесов, алкоголизм. Он одержим идеей контроля, ставит жучки и следящие программы на телефоны близких. Всегда «ходит под статьей», потому что отношения с законом выражены формулой «Не пойман – не вор». Мир для него – враждебное, очень опасное место, где никто никого не любит по-настоящему, поэтому и надо всех контролировать, чтобы не предали, не бросили, не ударили.

Как легко можно догадаться, мир платит ему тем же: бизнес-партнеры кидают и подставляют, дети отдалились и появляются только когда им что-то нужно, избегают общения. Когда я пытаюсь ему сказать, что, возможно, не стоит так давить и дожимать (в адрес детей), он срывается в истерику. Ему больно и страшно. Но иначе он не может, у него нет этого в опыте: «Ты ошибся, ну, ничего страшного, давай разберемся и исправим, ты все равно молодец». Он знает только одно: попадаться нельзя, признавать свою ошибку нельзя, быть слабым – нельзя.

Когда ко мне на прием приходят родители «неуправляемых» детей, в какой-то момент они признаются, что не могут сдержаться и бьют ребенка. Правда, называется это «и тут ему прилетело по попе». Или «Он нарвался на ремень». Или «Ну, ему досталось, как обычно». Я вежливо интересуюсь: «Вы избили своего пятилетнего сына ремнем?». Тут родители начинают ёрзать, отводить глаза и мямлить что-то вроде «ну, а как иначе, он же не слушается». И это начало долгого процесса распутывания клубка насилия, принятого в семье настолько давно, что и концов не сыскать. Но первое, что я требую абсолютно бескомпромиссно – прекратить избиения. Вот как хотите. Не можете сдержаться – бейте стену, диван, орите в воздух, суньте голову (свою) под струю холодной воды. Но бить того, кто заведомо тебя слабее, кто не может ни спрятаться, ни ответить, ни уйти – недопустимо.

А как можно иначе – я с удовольствием расскажу.
17 апреля, 2018
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей