Ода домоводству

Про подростков

Если бы у меня была возможность вернуться сейчас к преподаванию в школе, я выбрала бы домоводство. И сейчас я попробую доказать, что в пространстве одного лишь предмета можно изучать почти все. На каждом этапе домашнего хозяйства я могу объяснять материал, давать задачи и упражнения, и все это – для пользы дела, а не ради оценки или какого-то умозрительного будущего успеха. И это будет интересно.

Вот, например, обычное утро. Ребенку, допустим, лет 9-11.

Зарядила стиральную машинку. Химия (как работает стиральный порошок, почему одни пятна отстирываются с ферментами, а другие требуют кипячения. Что такое белок. Почему мыло мылится. Как изготовить мыло в походных условиях). История (как стирали наши предки, кто такие «китайские прачки», что такое дискриминация по профессиональному признаку. Как жили мы сами еще каких-то 30 лет назад). Физика (Электричество, заземление, безопасность, как влияет форма дырочек в барабане на качество стирки). Биология (Почему белье надо развешивать сразу после стирки, чем полезно/неполезно развешивание на солнце, гигиена, инфекции).

Пошли на кухню. Варим кашу. Физика (три закона термодинамики, свойства теплопередачи, почему одни кастрюли годится для каши, а другие нет, что такое индукционная плита, свойства разных материалов). Химия/биология (свойства разных веществ набирать влагу, разбухать, впитывать. Почему солим в начале/в конце готовки. Какие продукты совместимы и почему. Пищеварение у млекопитающих. Диабет, инсулин, метаболизм). Психология (нарушения пищевого поведения, пищевое насилие, привычки, импринтинг). История и география (происхождение злаков, распространение их по Земле, национальная кухня разных народов, Холокост, почему бабушка варила кашу с изюмом, что такое кутья и цимес). Математика (рассчитать пропорцию, засечь время). Иностранные языки (перевести надпись на пакете, выяснить, один и тот же продукт имеется в виду под разными торговыми марками или разные).

Достаточно? Это всего лишь 40 минут прошло. Один урок, фактически.

Не за партой, а руками, носом, языком. Включены все каналы восприятия («Слышишь, молоко «зашумело»? Пора всыпать манку. Тонкой струйкой – почему? А почему надо постоянно мешать? Не обожгись, возьми хваталку. Понюхай, как пахнет настоящая ваниль. А вот синтетический аналог. Чувствуешь разницу? В вот сливки, давай, лей, только сначала попробуй – не скисли ли?»). Ребенок рядом, все происходит в ситуации полного покоя, расслабления и удовольствия: чудесное утро, никто никуда не спешит.

Это те самые золотые моменты радости и любви, которые потом будут вспоминаться в трудные моменты жизни, опора и поддержка. Особенно ценны и важны они в подростковом возрасте, когда ребенку кажется, что он абсолютный неудачник, полное ничтожество, слабак и лузер.

И это еще и «изо рта в рот», мы не брали книгу рецептов. А то дополнительно прокачали бы навык «прочти и пойми сложный текст, переведи термины и незнакомые слова, вычлени главное, делай по схеме, не отвлекайся, держи в голове план работы, отслеживай процессы».

Если это не самый лучший тренинг всех будущих рабочих задач, то готова съесть свой фартук.

А сколько удовольствия и похвал получает ребенок, когда блюдо готово, и можно приглашать к столу! В современной действительности бонусом идет «сфотографировал – выложил в инстаграм – собрал восторги сверстников». Сшил, связал, собрал, починил – все эти занятия записываются в огромную базу данных под названием «Я умею». Чем больше у меня навыков, тем устойчивее, увереннее я чувствую себя в жизни. Как я уже писала в статье «"Три главных навыка, которые необходимо освоить до отъезда на учёбу", один из самых страшных страхов молодых людей на пороге родительского дома – «А кто будет обо мне заботиться там, на воле?».

Так что, подскажите, дорогие читатели, кому и в какое министерство надо написать, чтобы в школы вернули уроки домоводства во всем его разнообразии.

Только надо брать за образец не наш «совковый» вариант «девочки налево/ мальчики направо», с пошаговым описанием «разработка выкройки ночной сорочки» или «вытачивание детали на токарном станке», а так, чтобы это можно было сразу применять и использовать.

Кулинария? Да целый год можно заниматься просто по списку «любимые блюда нашей семьи»: на первом уроке обсудили с детьми, что принято готовить у них дома, и весь год это готовим. Дополнительно мы прокачиваем навыки:

  • работа в команде (вообще мало кто умеет, и поводов учиться нет);
  • быть лидером и объяснять непонятное (каждый урок ведет тот, чей рецепт сегодня готовим, потому что он знает, как оно должно выглядеть и быть на вкус);
  • толерантности и дружбы между народами, установления межнациональных контактов (потому что не знаю, как у вас, а у нас в школе – полный интернационал, со всех континентов люди учатся. Районная школа. И когда условный Зелимхан учит весь класс готовить свой любимый , а остальные его слушают, это очень сближает. Да на одной разнице между долмой-толмой-далмой можно всю историю Великого переселения народов выучить!).
  • то, о чем я уже говорила: навык ведения проекта от и до. Идея – план – распределение обязанностей – ресурсы – тайминг – получение результата – получение обратной связи. Но, в отличие от разнообразных кулинарных шоу, никакого соревнования, только сотрудничество и дзен.

Кстати, о кулинарных шоу. Там главное слово «шоу». Крики, суета, гонка, что происходит – непонятно, какие-то бурные страсти, слезы, разочарование, гнев, обида… Да помилуйте, люди добрые, разве так можно готовить?

Тишина, сосредоточенность, внимание, плавные экономные движения. Дыхание выравнивается и становится глубоким, пульс замедляется, все тело ощущает тепло и равновесие. Состояние потока, которое тренируют во всяких крутых ашрамах и ретритах.

Хотя всего лишь стоит медитативно начистить два килограмма картошки и пожарить ее, мелко настругав.

Сейчас вообще крамолу скажу. Надеюсь, вы не причисляете меня к оголтелым проповедникам патриархата, последовательницам движения «длинные юбки – залог семейного счастия» и тому подобным сообществам «назад к пещерным кострищам»? Но есть один очень важный ритуал/навык, которого наши девочки практически лишены, называется женский круг.

Поддержка подруг, старших и младших женщин, передача важнейших сведений о том, как строить отношения, вынашивать, рожать, выкармливать младенца, приношение всяких одежек и кастрюлек с теплым супом, когда сама болеешь и не можешь выйти… Это ценнейший ресурс, без которого жительницы мегаполисов легко впадают в послеродовую депрессию и начинают тяготиться материнством.

А формируется этот круг в детстве и подростковом возрасте, когда мама приглашает своих подруг лепить пельмени или перебирать вишню на даче, или грибы чистить. Это совершенно прекрасное времяпрепровождение! Все сидят вокруг большого стола, руки заняты нехитрым делом сортировки и раскладывания (символически – это борьба с Хаосом и голодом), мозг древнего человека истово радуется, рты тоже заняты – жуют, рассказывают, хохочут, поют иногда. Изумительное чувство единения с себе подобными, общности, добрососедства. Мир становится довольно уютным и безопасным местом, в котором хочется продолжаться. Я специально акцентирую на этом внимание, потому что довольно часто слышу от подростков и молодых людей ровно обратное: мир ужасен и жесток, я не буду рожать, чтобы не обрекать ребенка на мучения.

Видите, как все хитро сплетено и устроено? Начали с уроков труда, а пришли к вопросам мироустройства. Но мы тем и живем, что можем разглядеть вселенский смысл в чашке свежезаваренного чая, мимоходом разрешить глобальные проблемы, заштопать дыру в мироздании.

Кстати, шить я тоже могу научить.
18 июня, 2018
Демина Катерина Александровна
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей